Главная » | Новости | » Влияние стиля семейного воспитания, традиций семьи на формирование личности ребенка

Влияние стиля семейного воспитания, традиций семьи на формирование личности ребенка

Семья традиционно считается одним из важнейших институтов воспитания, значимость которого определяется, прежде всего, тем, что ребенок в кругу семьи проводит большое количество времени. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, поскольку именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка.

Степень воздействия на развитие личности ребенка зависит от многих факторов: от возраста, темперамента, менталитета, пристрастий, интересов, отношений ребенка и его родителей, и, конечно же, от стиля семейного воспитания, который позволяет не только воздействовать на развитие личности ребенка, привить ему те или иные качества, убеждения, установки, представления, но и помочь ему адаптироваться к условиям социальной среды.

Вопрос влияния стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка сегодня особенно актуален, поскольку существует проблема развития психически и психологически здоровой, открытой, интеллектуально развитой, самодостаточной и коммуникабельной личности, которая формирует нацию и общество в целом. Кроме того, актуальность данного вопроса обуславливается и тем, что сегодня наблюдается рост социальной дезадаптации детей (социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды), которая проявляется в потере социальных связей с семьей; а также необходимостью возрождения семейных ценностей, воссоздания функционального значения семьи как института, который способствует формированию элемента социума, где определяющую роль играет стиль воспитания.

Стиль семейного воспитания – это способ взаимоотношений в семье, подразумевающий использование родителями комплекса приемов и методик влияния на ребенка, которые определяются оригинальной манерой вербального и невербального взаимодействия, а также характеризуются уровнем контроля, опеки и заботы, качеством психоэмоциональных контактов между взрослыми и детьми, характером влияния на поведение ребенка со стороны родителей, числом запретов и т.д.

На сегодняшний день существует множество классификаций стилей семейного воспитания, традиционной считается классификация Д.Баумринд, которая включает в себя следующие типы:

1) авторитарный стиль воспитания характеризуется беспрекословным подчинением и послушанием взрослым (взрослому). В таких семьях не учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка, его интересы, желания, стремления. Авторитарные родители контролируют

поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Взрослые обычно сдержанны в отношениях с детьми. Такое поведение родителей отрицательно сказывается на развитии личностных качеств ребенка.

2) либеральный стиль воспитания предполагает, что ребенок получает полную свободу действий, в отношении его не устанавливается никаких рамок и ограничений. Даже если поступки детей сердят родителей и выводят из равновесия, они стараются подавить свои чувства, относиться к своим детям с сердечностью и теплотой, принимая их такими, какие они есть. При таком избытке свободы несовершеннолетний практически лишен родительского руководства. При этом, родители стремятся больше отдавать, чем требовать, не ждут от ребенка зрелого поведения и самостоятельности, что в последствии отражается и на самом ребенке, он становится неуверенным в себе, неспособным противостоять ежедневным трудностям, подверженным депрессиям и фобиям.

По мнению психолога Д.Баумринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей.

3) демократический стиль воспитания. В основе лежит взаимная любовь, поддержка, уважение, забота друг о друге, частое общение и т.д. Родители тверды, справедливы и последовательны в своих требованиях по отношению к ребенку, используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, но не силу, поощряют личную ответственность и самостоятельность ребенка, при этом настаивают на подчинении установленным стандартам поведения. Ребенок получает хорошие возможности для своего личностного развития, он менее подвержен негативному воздействию со стороны сверстников и взрослых, успешно выстраивает с ними отношения.

Так, демократический стиль, в отличие от либерального и авторитарного, способствует формированию в ребенке адекватной самооценки, которая, в свою очередь, позволяет ему правильно выбирать те личностные качества, которые необходимо развивать. При этом ребенок будет адекватно оценивать свои способности, не преувеличивая их и не приуменьшая.

Адекватная самооценка подразумевает определение не только тех направлений, где могут быть достигнуты большие результаты, но и тех, где человек не может на них претендовать, иными словами самооценка формирует четкое представление своих сильных и слабых сторон.

Современные ученые Э.Маккоби и Дж.Мартин дополнили классификацию Д.Баумринд еще одним типом:

4) индифферентный стиль воспитания характеризуется отсутствием требований, определенных реакций на потребности ребенка, а также близкого взаимодействия с ним. Родители хоть и удовлетворяют все основные потребности ребенка, однако практически не интересуются его жизнью (им безразлично, что с ним происходит). Индифферентные родители отличаются низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Все это отражается на ребенке: он становится замкнутым, отчужденным, зачастую агрессивным.

Следует также отметить, что в реальности очень сложно встретить семью, которая применяет лишь один из вышеназванных стилей воспитания. Как правило, практикуется их сочетание. К примеру, отец использует авторитарный стиль, мать – демократический; либо каждый из родителей в процессе воспитания использует приемы как авторитарного, так и либерального стилей. Поэтому для более глубокого понимания вопроса влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка необходимо рассматривать все нюансы относительно того, как складываются взаимоотношения в каждой конкретной семье, какие методы используются родителями для наказания и поощрения, каких нравственных ценностей придерживается семья и т.д. Только после этого можно говорить о наиболее характерном для данной семьи стиле воспитания.

Таким образом, стиль воспитания является многоаспектной категорией, обладающей условным характером и изменчивой природой. Например, авторитарный стиль воспитания, который используется родителями, с течением времени может перейти в демократический, либо либеральный стиль – в авторитарный и т.д.

В формировании личности ребенка также большую роль играют семейные традиции. Они продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек.

Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные завтраки, ужины, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Например, за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями, мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция свободных высказываний и обмена мнениями.

Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка. В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, великодушие, уступчивость – все без чего не может существовать семья, развиваться. Хорошо, если отец вместе с детьми создает культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) культ отца, когда дети видят, как отец и мать уважают друг друга, не на словах, а на деле.

Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для отдельной семьи.

Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если ребенок болеет, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию чувства собственной значимости. Ребенок приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

Семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания ребенка. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось

конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на детскую психику.

Таким образом, дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, так как взрослые являются самым первым и самым главным примером для подражания детей.

Справочно:

Рекомендации родителям:

1. Необходима согласованность требований всех членов семьи в воспитании ребенка.

2. Требования должны предъявляться авторитетно, необходимо соблюдать серьёзность, твердость тона, но при этом быть справедливым и последовательным, понятными для ребенка. Следует объяснять, почему нужно поступить так, а не иначе.

3. Проявляйте деликатность. Важно уметь разговаривать с ребенком и выслушивать его, проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение. Если чувствуете, что раздражены, отложите разговор, пока не успокоитесь вы и ребенок.

4. Следует выбирать время и место для разговора с ребенком «по душам». Важно не делать замечаний в присутствии посторонних. Начиная важный разговор, убедитесь, что это вовремя, и ребенок готов слушать и воспринимать вас.

5. Положительный детский поступок должен подкрепляться оценкой (поступил как внимательный сын, как добрый человек). Хвалите, поощряйте за поведение, которое считаете правильным. Наказания и поощрения должны быть уравновешены между собой.

6. Важно уметь понять ребенка и мотивы его поступков, чтобы, встав на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, а главное – при выборе приемов воздействия опираться на лучшее, что есть в ребенке.

7. Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу и проявлять уступчивость, напротив – это быть разумно требовательным и в меру строгим!

Ежегодно главным управлением образования Гродненского облисполкома организуется проведение областного родительского собрания с освещением актуальных тем по вопросам воспитания детей.

В апреле 2021 г. в онлайн-формате на областном родительском собрании обсуждены темы обеспечения безопасности несовершеннолетних, в том числе: «Информационная и финансовая безопасность в сети Интернет», «Интернет глазами ребенка. Правила безопасности», «Педофилия. Опасное и латентное явление», «Безопасность детей на дороге», «Ответственность за нарушение закона». С материалами родительского собрания можно ознакомится на сайте государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» в разделе «Форум» либо по ссылке

За консультацией или психологической помощью несовершеннолетние и их законные представители вправе обратиться к специалистам районных социально-педагогических центров, ГУО «Гродненский областной социально-педагогический центр», Республиканского центра психологической помощи

Гродненский Областной Клинический центр "Фтизиатрия"
Все права защищены © 2014-2021
Создание сайта - студия ЗетМедиа