Главная » | Новости | » День здоровья школьников

Мероприятия по профилактике нарушений осанки и остроты зрения школьника (рекомендации для родителей). Зрение для человека представляет величайшую ценность, и о том, как научиться беречь его смолоду и сохранить на протяжении долгих лет активной жизни, должен знать каждый.

Число близоруких учащихся увеличивается по мере увеличения школьного стажа.

Миопия чаще всего встречается у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой, что крайне недопустимо, так как это приводит к быстрому снижению остроты зрения.

Привычка к правильной осанке должна стать нормой поведения каждого школьника.

Если ребенок сидит неправильно изо дня в день, в течение многих месяцев, год за годом его грудная клетка постепенно деформируется, углы лопаток выпячиваются, появляется сутулость, могут развиться различные дефекты осанки.

Плохая осанка снижает запас прочности организма, и чаще всего сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением.

В тоже время у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, и тенденцию чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии.

Причины и следствия здесь разделить трудно.

Близорукость может развиться от привычки сутулиться – и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия в домашних условиях:

Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком».

Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.

Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза); высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900; обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.

Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и даёт возможность сидеть не наклоняясь.

Неправильная посадка за партой приводит к чрезмерному приближению глаз к книге.

Ребенок не должен читать или писать «уткнувшись носом» в текст.

Следует бороться с порочными позами, такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков и приготовлении домашнего задания

– это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела.

Правильная симметричная посадка производится последовательно, начиная с положения стоп:

стопы в опоре на полу; колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); · равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме – положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть ориентирован на середину груди.

Не рекомендуется читать лёжа и особенно на боку, а также в транспорте.

При лежании на боку не достигается правильная освещённость, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. С гигиенической точки зрения предпочтение отдается в большей степени ранцам и рюкзакам, нежели портфелям ученическим, так как ранец (рюкзак) предназначен для переноски ученических принадлежностей на спине, что способствует более равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки учащегося.

Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

В соответствие с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения РБ от 15 июля 2010 г.:

Масса ежедневного комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с письменными принадлежностями (без массы ранца) должна предусматриваться не более:

1,5 кг для учащихся 1 – 2 классов; 2,5 кг для учащихся 3 – 4 классов; 3,0 кг для учащихся 5 – 6 классов; 3,5 кг для учащихся 7 – 8 классов; 4,0 кг для учащихся 9 – 11 классов.

В соответствие с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим», утвержденными постановлением МЗ РБ от 4 марта 2010 г № 42:

Вес ранцев, рюкзаков и портфелей ученических должен быть: для учащихся начальных классов — не более 600 — 700 граммов; для учащихся средних и старших классов — не более 1000 граммов; а размеры должны обеспечивать удобство при ношении.

В помещениях для 1 — 4 классов должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики-ячейки или встроенные шкафы для хранения принадлежностей для уроков трудового обучения, книг для дополнительного чтения в классе, учебников и учебных пособий (первые классы).

Необходимо освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Освободить ребенка, имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.

Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, условия и организация их проведения зависят от возраста и состояния здоровья.

Для детей младшего школьного возраста общая продолжительность прогулок должна составлять не менее 3,5 часов в день, для детей среднего школьного возраста – не менее 3 часов, старшего школьного возраста – не менее 2,5 часов. В выходные дни и каникулярное время продолжительность пребывания детей на свежем воздухе увеличивается на 1,5-2 часа (занятия по интересам, экскурсии, походы и т.д.).

Нельзя приступать к приготовлению домашних занятий сразу после школы. Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций учащихся, тогда как 2 часа отдыха после занятий в школе уменьшают общее утомление, что улучшает и зрительные функции. Порядок выполнения домашних заданий выбирается ребенком по собственному усмотрению.

По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30-40 минут, следует делать перерыв на отдых. · Домашние задания в общеобразовательных учреждениях должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во втором классе — до 1,2 часа, 3 — 4 классах — 1,5 часа, 5 — 6 классах — 2 часов, 7 — 8 классах — 2,5 часа, 9 — 11 классах — 3 часов.

Необходимо обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.

Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения.

Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку.

Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

 

Составлено по материалам Интернета.

 

Гродненский Областной Клинический центр "Фтизиатрия"
Все права защищены © 2014-2021
Создание сайта - студия ЗетМедиа